авторы: В.И. Леонов (заместитель исполнительного директора ООО "ЦПИП "ВИСХАГИ-ЦЕНТР"),
Ю.К. Неумывакин (д.т.н. профессор, член-корреспондент РАСХН)
Вопросы развития инфраструктуры пространственных данных землеустройства и кадастров объектов недвижимости.
В последнее десятилетие пристальное внимание в РФ уделяется вопросам создания государственных информационных ресурсов, содержащих сведения об объектах недвижимости: единый государственный реестр земель (ЕГРЗ), Единый государственный реестр прав (ЕГРП), Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности. В настоящий момент в рамках отдельной целевой программы развивается Государственный кадастр объектов недвижимого имущества, в составе которого создается Единый государственный реестр объектов капитального строительства (ЕГРОКС). В рамках реализации Градостроительного кодекса РФ в соответствии со статьей 56 данного документа вводится понятие "Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности".
Функционирование данных реестров и кадастров невозможно без обеспечения их пространственными данными. Данному вопросу посвящена Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации (далее концепция РИПД), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006г. Концепцией предусматривается создание информационных ресурсов, состоящих из базовых пространственных данных и метаданных.
В области метаданных существует проект национального стандарта Российской Федерации, разработанный Техническим комитетом по стандартизации ТК394 "Географическая информация/геомати-ка" "Метаданные". Стандарт основывается на требованиях к описанию географической информации ИСО 19115 и устанавливает базовый набор метаданных, необходимый и достаточный для большинства операций, таких как поиск данных, определение соответствия данных выдвигаемым требованиям, доступ к данным и использование данных. Стандарт разработан методами концептуального моделирования с применением языка UML. Итогом разработки явилась совокупность UML пакетов, состоящих из одной или более сущностей, объединенных отношениями агрегации или обобщения, с их детальным атрибутивным описанием. Следует отметить основной недостаток данного проекта: в стандарте отсутствует анализ синтаксической корректности и разрешимости концептуальной модели, что сводит концептуальную модель к простому перечислению данных. Несмотря на это, данный проект, основывающийся на международных стандартах, следовало бы использовать при разработке метаданных в рамках реализации концепции РИПД.
Наряду с этим невозможно не отметить альтернативных работ. Так Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (РОСНЕДВИЖИМОСТЬ в рамках федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" проектирует создание собственной системы пространственных данных, которая реализует функции ввода, обработки пространственных данных, а также программные интерфейсы для выполнения этих функций в иных подсистемах АС ГКН.
Информация о программе получена на сайте ЗАО "Научно-производственное объединение "Балтрос", выполняющего разработку системы. Результаты разработки пока не представлены ни разработчиком, ни ФКЦ "Земля" - генеральным исполнителем работ, хотя заявлено об их внедрении в пилотных регионах.
Очевидно, что и разработчики концепции РИПД и разработчики АИС ГКН в вопросе оперирования пространственными данными выбрали аналогичные решения - метаданные и заявили о необходимости открытости информации о пространственных данных. Однако, в том случае если наборы обязательных метаданных [содержания сущностей) и способы их описания (типы и наименования данных) будут различаться, свободный обмен данными, главная цель создания обоих систем, будет невозможен.
Приведем пример. Согласно проекту стандарта "Метаданные" перечень пространственных объектов (описание содержание данных) перечисляется в текстовом виде в сущности abstract. Если иное содержание метаданных будет предполагать описание перечня пространственных объектов в двух сущностях или им будет соответствовать иной тип данных, то сопоставлять их будет невозможно или потребуется дополнительная конвертация метаданных. Решение данной проблемы возможно только через принятие технического регламента описания метаданных, который бы содержал базовые сущности метаданных и требования к их содержанию. Данный технический регламент должен учитывать требования, предъявляемые к работе с пространственными данными, то есть требования к их описанию для удобства работа, различных отраслей экономики. Например, для целей разработки схем территориального планирования и генеральных планов основным показателем пригодности пространственных данных является масштаб и тип локализации данных (точечный, линейный и пр; для территориального землеустройства основным показателем пригодности данных является наличие сведений о границах земельных участков и источник сведений о них (ранее учтенные сведения ГЗК, результаты ГКУ, инвентаризация и пр.). Исходя из этого, каждая отрасль должна составить перечень необходимых сведений для их включения в состав метаданных РИПД.
Наряду с этим в фондах данных, полученных в результате проведения землеустройства, в архивах градостроительного кадастра, реестрах объектов градостроительной деятельности и прочих информационных ресурсах находится большой объем пространственных данных, многие из которых актуальны и подлежат дальнейшему использованию. Тем более, что задача их дальнейшего использования закреплена законодательно.
Для того, чтобы эти пространственные данные могли использоваться в рамках РИПД, их необходимо описать, то есть создать метаданные в соответствии с РИПД.
Другой важной задачей остается решение вопроса - что считать пространственными данными и объектами. В ГОСТ 21667-76 "Картография" и ГОСТ "Картография цифровая" данные понятия отсутствуют. В соответствии с ГОСТ Р 50828 - 95 "Пространственные данные, цифровые и электронные карты" под пространственными данными понимаются "сведения, которые характеризуют местоположение и геометрическое описание объектов пространстве и относительно друг друга"; понятие "пространственного объекта" в данном стандарте отсутствует. В ГОСТ Р 52155-2003 "Географические информационные системы федеральные, региональные, муниципальные" под пространственными данными понимаются "цифровые данные о пространственных объектах, включающие сведения об их местоположении, форме и свойствах, представленные в координатно-временной системе"; под пространственными объектами понимается "любой конкретный объект или явление, которые могут быть определены однозначным содержанием и границами и описаны в виде набора данных". Согласно концепции РИПД "пространственные данные - цифровые данные о пространственных объектах, включающие сведения об их местоположении, форме и свойствах, представленные в координатно-временной системе"; "пространственный объект - любой конкретный объект, который может быть определен индивидуальным содержанием и границами и описан в виде набора цифровых данных". Таким образом, в настоящий момент в РФ отсутствует четкое определение пространственного объекта и пространственных данных, так же как и понятие недвижимого имущества, определения колеблются от сведений о местоположении и геометрических свойствах конкретных объектов местности до сведений о свойствах любого конкретного объекта или явления, подлежащего описанию и идентификации. Исходя из этого земельные участки, территориальные зоны, вся информация фонда данных землеустройства и территориального планирования могут как считаться пространственными объектами и данными, так и не считаться. Данный вопрос может быть решен созданием единого классификатора пространственных объектов с перечнем их свойств, описываемых пространственными данными определенного содержания, в том числе идентифицирующих их.
Разработка такого классификатора может вестись как индуктивно так и дедуктивно. При подходе от общего к частному в рамках РИПД необходимо составить подобный перечень и обязать привести отраслевые нормы в соответствие ему. Это чревато тем, что невозможно учесть интересы всех пользователей пространственных данных без их участия. Поэтому более целесообразным видится подход от частного к общему, когда основные пользователи пространственных данных выдвинут свои предложения, которые будут рассмотрены и утверждены в рамках создания единого классификатора.
Таким образом, если концепция РИПД решает вопрос не только существования данной инфраструктуры, но и соответствия требованиям основных конечных пользователей, необходимо их учитывать:
- при проектировании состава метаданных;
- при определении перечня пространственных объектов и данных.